новости | архив номеров | говорим по-сербски | редакция журнала | гостевая книга |
№2 (2) • 2004 В номере: Интервью с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием Гаагский "марафон" Слободана Милошевича Письмо
в Россию из Косово Интервью с Александром Соловьевым О
королевской верности России Александра
I Караджорджевича Монастырь
Високи-Дечани и русские монахи Русская бесконечность как пейзаж Маршал
и актриса (окончание) Ровесник
Российского флота В
тени неумирающих олив На первой
странице обложки: |
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ |
|||
МОНАСТЫРЬ ВИСОКИ-ДЕЧАНИ И РУССКИЕ МОНАХИ Павел Троицкий
|
||||
Внешний вид собора Вознесения Господня монастыря Високи-Дечани |
Мне уже приходилось писать о келье Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря на Афоне. До революции это была одна из самых больших русских келий на Афоне. В ней обитало около 100 монахов. Ее основатель иеросхимонах Кирилл (Абрамов)1 был первым председателем Братства Русских обителей на Афоне - объединения русских святогорских келиотов, созданного с целью укрепления русского монашества в условиях жизни вне территории Русской империи. Келья славилась своими иконописцами. Иконы, писанные в этой обители, расходились по всей России. Славилась келья также своим маслом. Кроме оливкового, или деревянного, масла здесь производилось регальное, шалфейное, лавровое и мелисовое. В то время уже стали появляться подделки под оливковое масло, натуральный продукт предприимчивые дельцы стали разбавлять керосином, бензином и даже спиртом. А если учесть, что оливковое масло тогда использовалось и в качестве лампадного, то можно себе представить, как было важно изготовление качественного масла. |
|||
Но все
сказанное не так важно по сравнению с тем,
что эта келья была своеобразным славянским
центром на Афоне. Напомним, что она
находилась на территории сербского
монастыря Хиландарь, который некоторое
время был заселен болгарами - так велико
было запустение в Сербии после турецкого
владычества, что представители сербского
народа не могли содержать свою знаменитую
Хиландарскую лавру, основанную великим
сербским святым - святителем Саввой. Еще
хуже было положение в самой Сербии.
Монастыри пустовали, церковная жизнь
нуждалась в возрождении. К кому было
обратиться, как не к своим русским братьям? |
||||
За всю свою историю Дечанский монастырь не раз подвергался разорению. Первый раз он был разграблен сразу после Косовской битвы, но вдова погибшего в сражении князя Лазаря, княгиня Милица, восстановила Дечаны. В 1575 году албанцы вновь разорили лавру. Далее для Сербии наступает период турецкого гнета, и нет почти никаких свидетельств об истории этой знаменитой обители. Интересно, что игуменом лавры был в свое время будущий митрополит Киевский и Литовский Григорий (Цамблак) (1415-1419) и родной племянник московского святителя Киприана. Это был первый митрополит отделившейся от Москвы Киевской митрополии. Отделение это произошло по воле литовского князя Витовта и не было признано ни Москвой, ни Константинополем. Начало своим трудам митрополит Григорий положил на Афоне и участвовал в исправлении богослужебных книг последнего Патриарха Болгарского Евфимия. Будучи игуменом монастыря Дечаны, он обогатил сербскую литературу житием Стефана Дечанского и запиской о переносе мощей св. Петки в Сербию во времена царицы Милицы и деспота Стефана Высокого. Ему приписывается и житие Св. Ромила Пустынника, который подвизался и скончался в монастыре Раваница. |
Фреска «Лоза Неманя» на восточной стороне притвора, изображающая двадцать два представителя рода Неманя. Внизу фрески – монах Симеон, держащий в своих руках лозу. Перед фреской расположена мраморная купель для крещения или освящения воды на праздник Богоявления. |
|||
В XIX веке начинается национальное возрождение
в Сербии, и вот тогда-то и приходит
сербскому митрополиту мысль пригласить
для возрождения великой сербской обители
русских монахов. Но у него находится много
оппонентов, которые ругают его “за сделку”.
Даже сербский патриарх Гавриил (Дожич)
(1937-1950), в отличие от своего предшественника
- выпускника Петербургской духовной
академии патриарха Варнавы (Росича)(1930-1937) -
относившийся к русским достаточно
сдержанно, разделял подобные мнения. Но
надо отдать должное опытному русскому
братству: через короткое время
монастырь начал процветать. Усилиями
игумена Арсения был построен новый корпус келий,
названный “руски конак”. Но вот новый
поворот истории: начинается первая мировая
война, и после отступления сербских войск
на остров Корфу австрийские власти интернируют
всех русских монахов монастыря. После
окончания войны и образования Королевства
сербов, хорватов и словенцев вернувшихся
из плена монахов рассылают по
разным монастырям. Так оканчивается
краткая история русского правления в
Дечанах, но русским
монахам предстоит еще раз спасти Высоко-Дечанскую
лавру от упадка и даже
уничтожения. |
||||
|
||||
И
вот однажды итальянский полковник
известил русского монаха о том, что лавру хочет
посетить вице-король Албании Джакомини.
Высокий сановник прибыл
в сопровождении многочисленной свиты.
Будучи католиком по вероисповеданию, вице-король
терпеливо выстоял долгий монастырский
молебен, после чего был приглашен в
трапезную, стены которой украшали портреты
русских первоиерархов и очень большого размера
портрет св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Ясно, что после этого визита должна была
решиться судьба лавры. Тут надо было бы
говорить и говорить русскому церковному
дипломату. Но на каком языке говорить, если
он не знал ни французского, ни итальянского
языка, которыми, в свою очередь, хорошо
владел итальянец. Приходилось пользоваться
услугами своих противников албанцев, а те,
естественно, перевирали слова игумена
в свою пользу. И тут произошло то, что
принято называть счастливой случайностью.
К о. Феодосию подошел пожилой русский монах
Герасим и стал что-то говорить
на ухо своему игумену. “Почему Вы говорите
между собой по-русски и откуда знаете
этот язык?” - вдруг проговорил Джакомини на
чистейшем русским языке, что заставило
русских монахов вздрогнуть от
неожиданности. “Да ведь мы сами-то русские”,
- чуть не
закричал игумен. Все преграды были в один
миг сломаны. Слово за слово, и вице-король
поведал о. Феодосию о самых счастливых днях
своей жизни, проведенных в Петербурге в
качестве офицера военной миссии своей
страны. О. Феодосий не упустил возможности
познакомить итальянца не только с историей
монастыря, но и с историей Косова,
конечно, упомянув и о том, что истинными
хозяевами этой земли являются сербы, и
только во времена турецкого владычества
началось заселение турками и албанцами. Выслушав
все внимательно, расчувствовавшийся вице-король
сказал: “Вот где не ожидал я
встретить русских! Верю вам, и во всем этом
вижу промысел Божий. Косовские святыни были
в большой опасности, но теперь не
беспокойтесь и живите спокойно. Если же местные
албанцы посягнут на ваше имущество или
жизни, я прикажу карабинерам выжечь
все их окрестные села!” Так русские
вторично спасли Высоко-Дечанскую лавру. Затем
на смену итальянцам пришли солдаты
вермахта, которые скоро были выбиты “своими”,
то есть титовскими партизанами. Увы, эти
партизаны, хоть и не разрушили лавры, но уже
тогда вели себя вызывающе. С горечью сказал
о. Феодосий: “Монастырь этот
я спас от итальянцев, албанцев, немцев, но
от вас, сербов и черногорцев, истинных хозяев
земли этой и древней святыни, этого сделать
не могу, но и не хочу”. Приближались
тяжелые годы титовского режима. Один из
монахов, переживших оккупацию
вместе с о. Феодосием, - архидиакон Гавриил,
погиб в титовском застенке, другой
монах эмигрировал в США, третий монах,
пробравшийся во время осады монастыря
через кольцо албанцев, архимандрит Макарий,
отсидев три года в тюрьме, вернулся
в разоренный монастырь и стал его игуменом.
О. Феодосий же был настоятелем
монастыря до самой своей смерти в 1957 году.
По его завещанию он был похоронен
в Белграде в гробнице Иверской часовни
рядом со своим учителем - митрополитом
Антонием (Храповицким). *** 1. Иеросхимонах Кирилл, в миру Капитон, родился 26 февраля 1845 года в станице Мелиховской Области Войска Донского в семье урядника Илариона Абрамова. Образование получил в Новочеркасском окружном училище, полный курс которого блестяще закончил в 1860 году. С детства он был воспитан в христианском благочестии своим глубоко религиозным родителем. Больше всего интересовался он чтением Житий Святых, Пролога и, конечно, книг Святогорца, которые немало русских юношей привели на Афон. И Капитон уже с детства мечтал быть монахом, и мечта его скоро осуществилась: в пятнадцатилетнем возрасте он вместе со своим отцом прибыл на Афон и принял постриг в Русском Пантелеймоновом монастыре. В 1865 году рукоположен во иеромонаха. В 1882 году переселяется в запустевшую келью свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря и становится её возобновителем. В 1896 году становится первым председателем Братства Русских обителей на Афоне. Известен своей патриотической деятельностью. Скончался на Афоне 15 января 1915 года».(Обитель св. Иоанна Златоуста на св.горе Афонской и возобновитель - настоятель ея иеросхимонах о.Кирилл, С.-Петербург, 1900.) 2.Митрополит Михаил (Иоаннович). Выпускник Киевской духовной академии 1859 года. При нём сербская церковь стала автокефальной. В 1881 году за симпатии к России был изгнан с митрополичьей кафедры князем Миланом Обреновичем. За него вступился сам император Александр, но на кафедру митрополит Михаил вернулся только через 8 лет, после отречения от престола князя Милана. С 1884 по 1889 год проживал в России. Скончался в 1893 году. (Данные из книги Косика В.И. Русская церковь в Югославии (20-40-е гг. ХХ века),М., 2000.) 3.Стефан Урош III Дечански (сербский краль1321-1331), родился в 1285 от брака краля Милутина с болгарской принцессой Анной, мальчиком провёл несколько лет в плену у хана Ногая. От первого брака с болгарской принцессой Феодорой имел двух сыновей Душана и Душмана. Когда в 1314году у него произошла распря с отцом, тот ослепил его и отправил в Царьград. Там он жил в монастыре Пантократор, где ему явился свят. Николай и вернул ему чудесным образом зрение. Через шесть лет его отец, краль Милутин, вернул его в Сербию. После смерти Милутина в 1321 году Стефан вышел победителем в междусобной борьбе за престол и стал сербским кралем. Вскоре после победы над болгарами был свергнут с престола своим сыном Душаном и отправлен в ссылку в замок Звечан, где скоро умер насильственной смертью, будучи удавлен по приказу своего сына. Его мощи покоятся в дечанском соборе в ковчеге перед алтарём. Причислен к лику святых, память 11/24 ноября. (Свят. Димитрий Ростовский. Жития святых .Ноябрь месяц.; Мириjана Шакота. Манастир Високи Дечани, Београд, 1987). 4. Епископ Митрофан (Абрамов), епископ Сумский, викарий Харьковской епархии. Родился в воронежской губ. Закончил Воронежскую Духовную Семинарию и КазДА. В 1920 г. эмигрировал в Югославию. Подвизался в разных монастырях Сербской церкви. Много лет управлял монашеской школой в Дечанском монастыре. Впоследствии принял схиму с именем Макарий. Умер в конце сороковых годов и похоронен в Белграде у Иверской часовни. (Пагануцци П.Н. Высоко-Дечанская лавра на Косовом поле. Джорданвилль, 1976.) |
© ЗАО "ЮГОС". 2004
Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения Учредителя.