новости | архив номеров | говорим по-сербски | редакция журнала | гостевая книга |
№1 (3) • 2005 В номере: Деловой форум Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Сербии и Черногории в РФ Миланом Роченом Годы после войны Письмо в Россию из Косово
(окончание) Высокая звезда Негоша История "церкви
Вронского" В городке на берегу Богучарки Джордже Марьянович: жизнь и сцена
Приjатно (Приятного аппетита!)
Рецепты черногорской кухни "Букварь прав ребенка"
На первой странице обложки: Петр II Негош (Раде Томов Петрович Негош) – поэт, владыка и господарь Черногорский |
ГОСТЬ НОМЕРА |
|||
Милан Рочен, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии и Черногории в РФ СЕРБИЯ И ЧЕРНОГОРИЯ: ПЕРЕД ВЫБОРОМ
|
||||
Мир стремительно меняется, и эти изменения неудержимо захватывают континенты и страны. Не исключение и Балканы. О тех социально-политических процессах, которые происходят в исторически дружественных России, Сербии и Черногории, о давних культурных традициях и новых экономических связях рассказывает господин Милан Рочен, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии и Черногории в Российской Федерации. - Г-н Рочен, Вы являетесь послом союзного государства Сербия и Черногория, бывшего до недавнего времени республикой Югославия. Насколько крепок этот союз? Какой путь развития избран новым государством? |
|
|||
- Характер связей и взаимоотношений между Сербией и Черногорией в Государственном сообществе определен самим названием
- Государственное сообщество, а не «союзное государство»,
как Вы приводите в Вашем вопросе. Государственное сообщество Сербии
и Черногории было создано на основе Белградского соглашения в
марте 2002 года в результате договоренностей Белграда и Подгорицы,
под эгидой ЕС. Его устройство определяется Конституционной
хартией, принятой год спустя. Государства-члены –
Сербия и Черногория – обладают выраженной
автономией в рамках Государственного сообщества.
Каждая страна проводит свою экономическую и
денежную политику, имеет свою валюту (в Сербии –динар,
в Черногории – евро), свою таможню, свою службу государственной безопасности,
свое министерство внутренних дел, а Черногория и свой
МИД. На уровне Государственного сообщества общими органами являются:
Президент Государственного сообщества, которого избирают не прямым волеизъявлением,
а в Парламенте, по представлению одного из
государств-членов; Парламент ГС, депутаты первого созыва которого были избраны также не прямым
волеизъявлением граждан, а путем назначения республиканскими парламентами,
и Совет министров, которым по функции руководит Президент ГС.
Совет министров состоит из пяти общих министерств:
обороны, иностранных дел, внешних экономических сношений,
внутренних экономических отношений, а также
министерства по правам человека и национальным меньшинствам. По истечении двухлетнего периода происходит ротация и смена функций министров обороны и иностранных дел и их заместителей, которые не могут быть из одного государства-члена Сообщества. Государственное сообщество не имеет общего бюджета. У государств-членов Сообщества есть свои государственные бюджеты, а финансирование общих функций осуществляется на основе договора двух правительств. Следовательно, и в конституционном смысле это Сообщество не является крепким. Кроме того, следует иметь в виду, что больше нигде в мире нет содружеств, состоящих из двух членов, и что сложно согласовать интересы и взаимоотношения при такой диспропорции – Сербия почти в 20 раз больше Черногории по численности населения, а ее территория почти в десять раз больше территории Черногории. Однако связи сербского и черногорского народов, граждан Сербии и Черногории прочны независимо от государственного устройства или от того, будут ли Сербия и Черногория независимыми государствами или же останутся в некой форме государственного содружества. Об историческом переплетении этих связей, их прочности и постоянстве хорошо известно. Наши народы, помимо всего прочего, связывает и вековая любовь к России. В настоящее время их связывают и общие евроатлантические цели и построение демократического гражданского общества с рыночной экономикой, в духе времени, в котором мы живем. Это останется так и в случае, если Сербия и Черногория в скором времени станут независимыми государствами, каковыми они и были во второй половине ХIХ и в начале ХХ века. Из всех государств, образовавшихся на пространстве бывшей Югославии, только Сербия и Черногория исторически были независимыми, международно признанными государствами. Окончательное разрешение отношений между Сербией и Черногорией является вопросом демократии, а не безопасности. Этот вопрос следует рассматривать рационально и прагматично, а не эмоционально. В соответствии с Белградским договором и Конституционной хартией оба государства-члена Сообщества по истечении трех лет имеют право путем референдума принять решение о своем государственном статусе. В феврале будущего года исполнится три года с момента принятия Конституционной хартии. Следовательно, до референдума остался год. Возможно, Белград и Подгорица и раньше договорятся о характере будущих взаимоотношений, возможно, референдум состоится раньше, или же Белград и Подгорица договорятся и без референдума о своих взаимоотношениях.Сербия и Черногория могут продемонстрировать всему миру, что возможно существование независимых государств на Балканах и без войн и взаимоуничтожения. В принципе, тезис об отделении Черногории является ошибочным, так как Черногория, которая могла бы отделиться от Сербии, не является ее частью, и никогда ею не была. Это не провинция в ее составе, а государство, так же, как и Сербия, и одна из шести республик бывшей Югославии, так же, как и Сербия. Я уверен, что сегодняшняя Сербия обладает демократическим и общим потенциалом для того, чтобы именно она в первую очередь помогла своим черногорским братьям вновь обрести свое государство, если большинство черногорцев будет за это. Каков будет окончательный исход, я не знаю, но с уверенностью могу утверждать, что Сербия и Черногория всегда будут близки друг другу, как никто другой, невзирая на их государственный статус. |
||||
|
- Г-н Посол,
исторические вехи наших народов – вехи духовно-культурного родства и ратной солидарности –
могут ли служить ориентиром и в наше время?
Что они – памятное историческое предание,
или же и сегодня подсказывают нам путь, помогают решать
проблемы нового времени? - Традиционная дружба, близость и духовное родство наших народов подтверждено веками. Менялись цари и короли, правительства и системы, границы и названия наших государств, но все то, что является общим в нашей культуре, религии, в нашей истории, в войне и мире, оставалось и остается неизменным. Обязанность ныне живущих поколений состоит в том, чтобы, опираясь на константу, которую заложили наши славные предки, |
|||
модернизировать взаимоотношения на основе общих интересов.
Недавно в Москве довольно большая группа сербских
бизнесменов принимала участие в международной выставке.
Многие из них первый раз оказались в Москве и
были в восторге. Я сказал им: «Тот факт, что вы сербы,
является для вас наилучшей рекомендацией в
этой стране и наилучшим маркетингом, на который в любой другой стране мира вам пришлось бы
потратить сотни тысяч или миллионы евро.
Но только этого недостаточно для успешного выхода на
конкурентный российский рынок. Вам надо иметь и
конкуренто- способный продукт, и тогда у вас будет огромное преимущество перед
другими». Я думаю, это и есть суть ответа на Ваш вопрос.
- Последние визиты официальных представителей наших стран свидетельствуют о более динамичных отношениях
между Россией, Сербией и Черногорией. Какие перспективы
– экономические, культурные, политические –
открываются в связи с этим? Какие предпринятые шаги
дают надежду на более интенсивное и глубокое сотрудничество
наших стран? |
||||
![]() |
- Трагические
события, потрясшие народы бывшей Югославии в
конце прошлого века, обнажили истинную позицию многих стран и их
руководителей. Какой Вам видится роль России в связи с изменением политической
картины на Балканах? - Да, все это верно. Но эти события обнажили и позицию многих руководителей и у нас в регионе. Может быть, недалеки от истины те, кто утверждает, что если бы Россия тогда была в другой ситуации, многого из того плохого, что случилось у нас, не произошло бы. Однако у России были свои трудности и проблемы, но и в такой ситуации Россия помогала, сколько могла. В любом случае, Россия всегда была другом сербского и черногорского народов и никогда не была противником |
|||
ни
одного народа на Балканах. Другое дело, что некоторые из нас
тогда, да иногда и сейчас, ожидали, что Россия будет
поддерживать любую нашу глупость. Россия тогда не могла ни предотвратить,
ни изменить политическую картину постсоветского пространства,
и нереально было ожидать, что Россия могла бы предотвратить схожие процессы на
Балканах. - В одном из выступлений Вами было сказано, что Россия остается надеждой для выживания сербского народа. Что, на Ваш взгляд, необходимо делать в масштабах государственных, чтобы эти надежды оправдались? Чем бы могли помочь русские люди, чтобы сербы и черногорцы вновь почувствовали, что братские народы снова вместе? - Это несколько свободная журналистская интерпретация одного моего высказывания. Иллюстрируя вековую связь с Россией, я сказал, что сербам и черногорцам вера в Россию и надежда на нее – близкого, великого защитника – помогала в их истории сохранить свое существование на Балканах, сохранить свою свободу и национальную идентичность. И я думаю, что это верно. В народе говорили, что люди в тяжелые минуты спрашивали друг друга, есть ли на самом деле где-то великая братская Россия, на которую мы надеемся. Я думаю, и время, и череда исторических событий подтвердили, что надежды были не напрасны. Сербы и черногорцы не чувствуют себя здесь иностранцами. И в тяжелое время последнего десятилетия прошлого века Россия широко распахнула перед нами двери. Конкретная помощь, которую Россия оказала косовским сербам после трагических событий марта прошлого года, грандиозная гуманитарная акция по организации летнего отдыха для группы из 540 сербских детей из Косова прошлым летом, а также многочисленные контакты и конкретные результаты двустороннего сотрудничества, о которых я говорил, - наилучшее подтверждение взаимопонимания и близости наших народов. Мы, прежде всего, должны помочь себе сами, повернуться лицом к себе. У нас есть пословица: «Бог сказал – береги себя сам, и я тебя сберегу». - На протяжении многих столетий Сербия и Черногория являлись одной из верных хранительниц и твердынь Православия. Но и в коммунистические, и посткоммунистические времена оказались под массированным натиском разрушительных сил. Только ли извне они идут? Каковы взаимоотношения церкви и светской власти в Сербии и Черногории сегодня? - Если коротко, то если бы не было этих внутренних разрушительных сил, как Вы их назвали, извне никто нам ничего не смог бы сделать. Есть поучительная история об интервью, которое Тито дал одной иностранной журналистке в конце жизни. На ее вопрос, что будет с Югославией после него, Тито, как говорят, рассказывал о системе общенародной обороны, о способности оказать сопротивление любому захватчику. А следующий вопрос журналистки был такой :«А что будет, если на вас никто не нападет?» Именно это с нами и произошло в начале девяностых. Что же касается взаимоотношений церкви и государства в Сербии и Черногории,
меня бы обрадовало, если бы они хотя бы приблизительно были такими,
как в России. Кстати, примерно то же самое сказал во время недавней
встречи с Патриархом Всея Руси Алексием II премьер Черногории
Мило Джуканович. |
© ЗАО "ЮГОС". 2004
Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения Учредителя.