новости | архив номеров | говорим по-сербски | редакция журнала | гостевая книга |
№3 (5) • 2005 В номере: Интервью с премьер-министром Черногории Мило Джукановичем Беседа с академиком Игорем Шафаревичем Два святых
поля... Великий
геополитик с Дона Писатель-гражданин "Немного
истинных пророков..." Сквозь
водопад звуков Черногорские
дети в XIX веке Сербский дар
(часть 2) Святой
Василий Острожский Россия и
Сербия: корни родства Поэтический
лад русского снега "И я там
был. Мед, пиво пил..." Дурмитор-Дивногорье
На первой
странице обложки: Монастырь Острог.
Черногория. |
ВОКРУГ ДАТЫ |
|||
НЕ
МНОГО ИСТИННЫХ ПРОРОКОВ 200 лет со дня рождения Дмитрия Владимировича Веневитинова
|
||||
<ПОСЛЕДНИЕ СТИХИ> |
18 мая 1994 года в селе Новоживотинное Рамонского района Воронежской области был открыт Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова как филиал Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина.
Новоживотинное – бывшее имение дворян Веневитиновых, род которых – один из древнейших в России. Его основатель Терентий прибыл в Воронеж с первыми строителями города в 1585 году из Тульской крепости Венев. Отсюда и возникла впоследствии благозвучная фамилия. За хорошую службу Терентий получил земли у «Животинного ключа» (ныне село Староживотинное Рамонского района). Сын Терентия Герасим и внук Лаврентий также исправно несли государеву службу. Лаврентий Герасимович (1629 –1689) был казачьим головой, помощником воеводы, стрелецким головой. Дважды власти даровали ему обширные угодья, да и сам он покупал земли, будучи человеком состоятельным. |
|||
В 1696 –1701 годах фамилия первого лесного стража России часто упоминается в делах адмиралтейства по охране лесов, дознанию самовольных порубщиков, отводу лесов в рубки, строительству флота на Ступинской, Рамонской и Чертовицкой верфях, которые также находились под надзором А.Л. Веневитинова. Е. П. Корчагина, *** В связи с биографией поэта рассказывают одну легенду. Дмитрию Веневитинову при отъезде из Москвы в Петербург княгиней Зинаидой Александровной Волконской, к которой поэт питал чувство сильной, но безответной любви, был подарен перстень. По преданию, он был найден при раскопках города Геркуланума (город Геркуланум близ Помпеи засыпан во время извержения Везувия 24 августа 79 года н. э. Раскопки начались в 1738 году и продолжались с перерывами до 30-х годов ХХ века). *** В 1821 – 1824 годах студентом Московского университета он совместно с В.Ф. Одоевским создал кружок, известный под названием «Общество любомудров». Увлечение Веневитинова учением Шеллинга вылилось в попытку с помощью философии осмыслить самобытный исторический путь России, предназначение человека, определить главные проблемы национального самосознания. Но последнее следует понимать широко – не только как теоретический процесс, но творческое делание самой жизни человеческой, через которое идет познание и развитие разумом своих определений. Индивидуальное начало человека должно соединяться с началом общественным и коллективным. «Обязанность каждого мыслящего гражданина, - пишет философ, - определенно содействовать для пользы народа, которому он принадлежит». Но и само понятие народности должно пониматься в этом случае широко – как некоторое состояние народного духа, присущее подлинному художнику. Россия, с точки зрения Веневитинова, до сих пор слишком много была вынуждена заимствовать у других народов и культур, откуда и сформировалось чувство повышенной национальной неполноценности. В будущем Россия должна будет пойти по пути подлинного самопознания и сформировать свою собственную самобытную культуру. И отечественная философия может существенно помочь русскому самосознанию в решении этой задачи. В этом и видел свою задачу жизни русский философ. Вячеслав Моисеев |
© ЗАО "ЮГОС". 2004
Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения Учредителя.