новости архив номеров говорим по-сербски редакция журнала гостевая книга

    

 

№2 (2) • 2004

В номере:

Интервью с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием

Гаагский "марафон" Слободана Милошевича

Письмо в Россию из Косово
(часть 2)

Елена Правда

Сербский Видовдан

Интервью с Александром Соловьевым

О королевской верности России Александра I Караджорджевича
Лариса Битюцкая

Сербский дар
Маргарита Лунева

Монастырь Високи-Дечани и русские монахи
Павел Троицкий

Русская бесконечность как пейзаж

Маршал и актриса (окончание)
Виктор Будаков

Ровесник Российского флота
Леонид Семаго

В тени неумирающих олив
Тамара Дьякова

Говорим по-сербски
(урок 2)

 

На первой странице обложки:
Е.Киселева "г. Будва (Сербия)", 1920, холст, масло, (Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского)

 

ВЛАСТЬ И МУЗЫ

 

 

МАРШАЛ И АКТРИСА

(окончание)

Виктор Будаков

 

Татьяна Окуневская в роли Роксаны

«Как снег на голову прилет маршала Тито, - пишет Окуневская в своем «Татьянином дне», - газеты полны его фотографиями, интервью, встречами со Сталиным. Жду приглашения на банкет в его честь и неожиданно получаю приглашение югославского посла…»

Международная обстановка в пору первого послевоенного визита главы югославского государства маршала Тито в Советский Союз в июне 1946 была далеко не благоприятной. Завоеванный мир был неустойчив. Фотографии, речи, встречи на политическом уровне являлись лишь малой видимой частью тяжелого грозного айсберга - сложившейся политической ситуации. Победа в войне не сделала и не могла сделать союзников, имевших разные взгляды, бескорыстными братьями. Напротив, снова развела их по разным берегам. Подули ветры холодной войны. Советский Союз и Югославия, вынесшие самые тяжелые испытания, понесшие бесчисленные жертвы, оказались под враждебным прицелом недавних союзников. Когда югославы в 1945 году вошли в Триест, расположили войска на границе Италии и Греции, сбили американский самолет, залетевший в воздушное пространство южных славян, в американской прессе стали раздаваться воинственные призывы – ни больше, ни меньше, - сбросить на Югославию атомную бомбу. Планы против СССР вынашивались еще более решительные.
Между тем, и в самих советско-югославских отношениях не все было безоблачно. Югославские коммунисты в начале войны еще были готовы разделить любую участь с Советским Союзом, но все больше их обижало и невнимание Сталина в начальный период их вооруженного сопротивления фашистской силе, и досадные инциденты с местным населением, возникшие с приходом советских войск на югославскую землю, и неподдержка Сталиным «триестского вопроса» в их пользу и, наконец, его высокомерие и авторитарное давление в разных сферах политической и экономической жизни. В конце концов, в 1948 году эти разногласия привели к разрыву дружественных отношений между Советским Союзом и Югославией.
Но пока маршал Тито – гость Москвы. В той или иной мере утрясены политические дела. На прощальный банкет в гостинице «Метрополь» маршал через своего друга и посла Владо Поповича приглашает актрису Окуневскую, чувство к которой остается живым и сильным. Множество гостей, музыка, по-славянски богатый ужин.

Маршал Иосип Тито

Маршал Тито приглашает актрису на тур вальса, они радостны, счастливы встрече, они блистательно танцуют. И успевают о многом поговорить. Чтобы отвести досужие предположения и кривотолки о том их вальсе-диалоге, верней всего процитировать «Татьянин день» - самое существенное для обоих в этот вечер: «…А теперь прошу Вас, продолжайте улыбаться и выслушайте меня, другой возможности поговорить с Вами у меня нет… Вы мне непреодолимо нужны, я ни жить, ни существовать без Вас не могу, это уже давно, когда я увидел Вас в войну в «Ночи над Белградом», это я приказал послу пригласить вас в Югославию…Нет, не улыбайтесь так, как будто мы болтаем о пустяках. Я все знаю о Вашей семье, но если бы Вы согласились быть моей женой, между нами препятствие непреодолимое: пока я не имею права жениться на Вас, в стране смутное время и я не должен жениться на иностранке, да еще на русской, Вы же видели, как меняется к русским

отношение после войны, да еще и жениться именно на Вас.
Но я приглашаю Вас на свою родину в Хорватию, мы построим для Вас в Загребе, который Вам так нравится, студию, Вы будете сниматься, в чем Вы хотите, язык преодолеете, а на первых порах Вас будут озвучивать. Я все продумал. Вы видели, как к Вам отнесся народ Югославии, Вы забудете все тяготы…» - таким было предложение Тито.
Тогда Окуневская ответила ему, что не может уехать из своей страны… Но у нее тоже есть идея: «Переезжайте Вы к нам, мы бы Вам подыскали в ЦК теплое местечко… Улыбайтесь! Мы же болтаем по пустякам!» На эти слова Тито рассмеялся… «Пожалуйста, думайте обо мне, продумайте все до конца, и если мне не придется, хотя бы в танце, обнять Вас в этот приезд, Вы скажете о своем решении Владо, с которым Вы уже знакомы, я ему абсолютно доверяю…»
Сказать «абсолютно доверяю» со стороны Тито было достаточно опрометчиво, но что не скажет влюбленный, даже если он политик.
На другой вечер в театр Ленкома, где Окуневская вдохновенно играла роль Роксаны в «Сирано» на сцену вынесли огромную корзину – двести роскошных черных роз. И записка от маршала с напоминанием о том, что розы срезаны с тех же кустов в саду белградского дворца, где они впервые встретились.
Потом Тито пригласит весь театр в Югославию в надежде получить возможность выстроить отношения с Окуневской в желанном для обоих духе. Театру разрешат выехать, но только не Окуневской. Над ее жизнью уже нависла грозная тень «длинных рук» Берии. А розы еще долго будут появляться на ее спектаклях, волнуя чем-то одновременно близким, и далеким, и таким недостижимым.
Югославия вернется к ней снова – уже в лице черногорца Влада Поповича, посла, которому маршал Тито «абсолютно доверял». И если отношения Окуневской с маршалом так и остались платоническими, то теперь, пусть и вынужденно короткая, любовь захватит их обоих с такой силой, страстью и полнотой, что съемной московской квартирки будет и слишком много, и унизительно мало: любовь заполнит все в них и вокруг них. Ничего подобного она не испытывала ни к первому мужу, незадачливому режиссеру, ни ко второму, – преуспевающему писателю-лауреату, отмеченному Сталинской премией за посредственный роман «Непокоренные». И лишь позже, в лагере, находясь в водовороте человеческих бед, она полюбит, может, сильнее, беззаветнее и – в страдании – просветленней, жертвенней. Но как у той последней – настоящей – любви к русскому заключенному Алеше, так и у этой, к иностранному сановнику Владо, будущего не было, и быть не могло: в безжалостные годы военного, послевоенного времени редко кому выпадало беспрепятственно распоряжаться своей жизнью.
Вскоре Окуневскую арестуют, ей придется испытать тяготы московских тюрем, и южных, и северных лагерей. Ей предъявят обвинение в антисоветской агитации и шпионаже. Понятно, что тосты актрисы за тех, кто, ошельмованный, погибает в Сибири или же слова против коммунистов-приспособленцев, лживых и нечестных, мало свидетельствовали о ее лояльности к существующей власти. Но быть женщиной-шпионкой – это ей и в голову не могло прийти по складу характера и души. Главная ее «вина» заключалась в честности, прямоте, достоинстве, чувстве правды и справедливости, как воспитал ее отец, царский и белогвардейский офицер. Окуневская росла в ностальгическом отношении к России дореволюционной; женским чутьем и открытыми глазами она понимала и видела, что при революции «рушится все настоящее, глубинное, сердцевина страны, нации», и считала, что «революцию сделала интеллигенция. Ни крестьянам, ни рабочим она не нужна была…»
В том же печальном для Окуневской 1948 году происходит разрыв отношений между Советским Союзом и Югославией, сплоченных прежде общей войной, и теперь несколько лет пропаганда завраждовавших стран будет состязаться в хлесткости, безвкусице и несправедливости обвинений в адрес друг друга. Это будет длиться до той самой поры, пока Хрущев не посетит Югославию. «Поклон в Каноссу» - иронически окрестят сей официальный визит журналисты, когда советский руководитель, едва сойдя с трапа, произнесет «покаянную» речь, которую Тито, с присущей ему ироничностью, попросит не переводить: мол, здесь все хорошо знают русский язык.
В первые месяцы тюрьмы, да и в лагерном заключении Окуневская часто вспоминала Тито и Поповича, пытаясь мыслями и чувствами разглядеть, что за жизнь у каждого из них, вспоминала и пыталась представить, знал ли маршал о ее романе с послом, и не отомстил ли, и есть ли у них обоих жены, и любимы ли они… А потом неизмеримость страданий собственных и страданий народных, пережитых ею как собственные, отодвинут на дальний план югославскую страницу ее жизни.
Поистине, все круги ада пришлось пройти этой удивительной женщине, и не однажды спасал ее загнанный в концлагерь народ, милосердие которого, чувство справедливости, добра она вполне смогла оценить в лагере. Для своего родного, терзаемого, униженного и оскорбленного народа она пела и являла свое искусство актрисы с такой самоотдачей, как никогда и нигде – ни на московской, ни на зарубежной сцене.
Она – заключенная актриса для заключенных, и вот ее строки об одном только лагерном концерте: «…Упала могильная тишина – спела «Старинный русский вальс»…с губ рвалось спеть из «Ночи над Белградом»: «В бой, славяне, заря впереди» - лагерь бы разнесли… На мне белое платье, которое сшито в Вене и в котором я пела во дворце Шенбрунн».
В 1954 году Окуневская, реабилитированная, выйдет на свободу. Проживет она еще долгие годы – сорок лет. На четырнадцать лет переживет Тито.
А что же он? В 1952 году, в шестидесятилетнем возрасте, маршал женился на сербке Йованке Будиславлевич, молодой женщине, храброй партизанке-санитарке, прошедшей войну и дослужившейся до звания майора, ставшей позже «государственной» дамой и ушедшей в тень, когда Тито стал постепенно отходить от дел. Сам Тито, неравнодушный к роскоши, владелец трех десятков вилл, еще в послевоенное время облюбовавший остров Бриона, до самой смерти годами жил там, навещаемый государственными деятелями, звездами кино, журналистами. Под конец жизни югославский руководитель, словно расписываясь в крахе своей политики, скажет одному из своих приближенных: «Югославии больше не существует. А есть восемь государств, которые никто в мире, ни у нас не уважает». Это тяжелые слова. И если все так, то ответственность Тито за происшедшее не меньшая, чем любого другого политика, берущего больше, чем может донести.
Нам же другими словами хочется закончить этот беглый очерк. Словами женщины, о которой мечтал маршал Тито, словами актрисы Окуневской, которыми она описывает свои ощущения, мысли и чувства после возвращения из неволи, в первый день свободных шагов по Москве: «…Когда была маленькой, я мечтала стать царицей, чтобы сделать всех богатыми, добрыми, честными, и если бы у меня в руках был волшебный микрофон, я бы закричала на всю Россию, пусть бы меня услышали все и тот, валявшийся на тротуаре: народ мой, русские, опомнитесь, гибнет нация, перестаньте воровать, пресмыкаться, перестаньте заливать душу водкой, перестаньте лгать, кривить душой, верьте во что угодно, даже в вашу коммунистическую партию, в которую вы вступаете за блага, верьте искренно, истинно, без веры человек ничто, былинка, у вас же золотые руки, талантливые головы, диву даешься, как вы до всего можете дойти своей смекалкой, изберите лучших, достойных в правительство, будьте вместе, будьте едины, и вы опять станете могущественной, красивой нацией, вы же ею были, верните свой красивейший в мире язык, нация без языка уже не нация…»
Этими и сегодня животрепещущими словами завершается «Татьянин день».


© ЗАО "ЮГОС". 2004

Полное или частичное воспроизведение или размножение каким бы то ни было способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения Учредителя.

Hosted by uCoz