
Еще век назад во
все стороны на многие десятки верст
простирался Острогожский уезд. А сам
Острогожск, уездный центр, был наиболее
крупным в Воронежской губернии, а
исторически – наиболее славным. При
слиянии Тихой Сосны с Острогощей
привольно раскинулся он, «городок
уединенный острогожских казаков», как
писал о нем поэт-декабрист Кондратий
Рылеев, в первой четверти позапрошлого
века недолго служивший здесь.
Городок был
выстроен в середине века как один из стражей на
восьмисоткилометровой защитной
Белгородской черте. Крепость опоясывали
дубовые стены со многими башнями, из
которых выделялась Московская, откуда
открывался обзор на десятки верст.
Населили
городок-крепость казаки-черкесы, числом
более тысячи человек,
предводительствуемые Иваном
Дзиньковским, не пожелавшие оставаться
под властью Речи Посполитой. На Тихой
Сосне им было велено «конно, людно и
оружно» нести приграничные и иные
ратные службы. Они и несли их, за что им
представлялась царева милость «всякими
промыслами промышлять и всякими
товарами торговать беспошлинно, також
мельницами и рыбными ловлями и всякими
угодьями владеть и шинки держать, и вино
курить или шинковать безоброчно».
Прошли
годы. В 1670 году острогожские казаки-черкесы
поддержали мятежных разинцев: полковник
Дзиньковский, прежде знакомый с Разиным,
велел открыть ворота крепости и хлебом-солью
встретить разинского атамана Колчева.
Однако скоро несогласная казацкая
старшина во главе с наказным атаманом
Герасимом Карабутом схватила
мятежников, а дальше с ними поступили
соответственно тогдашним временам,
нравам и уложениям.
В
отечественную историю Острогожск вошел
как место встречи в сентябре 1696 года
молодого царя Петра Первого и далеко не
молодого гетмана Украины Мазепы.
В конце XVIII
века город превратился в один из
наиболее значительных дворянских,
купеческих культурных центров губернии,
позже его даже не без шутки, но и всерьез
назвали «воронежскими
Афинами», и название это вошло в обиход в
краеведческой среде.
В конце XIX
века вблизи Острогожска пролегла
железная дорога от Волги до Украины, и в
городке и крае заметно оживилась и
промышленно-торговая, и общественно-культурная
жизнь. Выросли заводы – чугунолитейный
и кожевенный. Открылись земские,
церковно-приходские школы, семинарии. К
концу века город с пригородными
слободами имел более двадцати тысяч
жителей, о том свидетельствует «Полное
географическое описание нашего
Отечества» – солидное издание под
редакцией крупнейших ученых того
времени.
Немало
среди острогожцев – как уроженцев
города, так и житейски, творчески
породненных с ним, - людей, истинно
достойных памяти. В Острогожском
уездном училище получил выпускное
свидетельство Николай Станкевич,
будущий основатель знаменитого
отечественного философского кружка. По
окончании Московского университета он
не стал служить в столицах, а принял
предложение земляков – должность
почетного смотрителя Острогожского
уездного училища. Предками Станкевича
были выходцы из Сербии. И коль заходит
речь о «сербских корнях», о сербо-русских
связях, следует вспомнить и еще одно,
более позднее имя – Серафимы Мадатовой.
Она училась в Острогожской гимназии, а
после революционных событий
перебралась в Югославию; там, вместе с
мужем, составила «Сербскохорватско-русский
словарь».
В
Острогожске – целое созвездие
выдающихся имен. Известный в
литературном мире своими «Дневниками»
академик Александр Никитенко в
юности учительствовал в Острогожске,
здесь впервые повстречался с
Кондратием Рылеевым, который чуть
позже в Петербурге принял самое
деятельное участие в судьбе
Никитенко и помог ему освободиться
от крепостной зависимости.
Иван
Крамской, будущий великий художник и
автор неустаревающей картины «
Христос в пустыне», духовный вождь
Общества передвижников, родился и
рос в маленькой хатке под камышовой
крышей на одной из приречных улочек
Острогожска. Ученый
и военачальник, военный мыслитель А.
Снесарев, писательница Е. Милицына,
поэт-переводчик С. Маршак, писатель Г.
Троепольский, поэт В. Кубанев,
подвижник издательского дела в
стране, общественный деятель Б.
Стукалин, писатель-сатирик Е.
Дубровин, - всем им городок на Тихой
Сосне дарил добрый кров. Есть
среди острогожцев имена, известные в
сфере космической. В 1934 году
стратонавт П. Федосеенко поднялся на
воздушном шаре на недостижимую
прежде высоту – двадцать два
километра. В 1969 и 1974 годах в космос
поднимались корабли, командиром
которых был А. Филипченко, выросший
на острогожской земле. |
|

Ворота городского сада. 1908 год.
Городской сад, располагавшийся на территории, некогда принадлежавшей роду острогожских полковников, воевод и предводителей дворянства Тевяшовых, упоминается в документах с 1863 года, когда на его территории был построен «вокзал» – кирпичное помещение для танцев, игр и любительских спектаклей. В 1880-х годах строительство увеселительных сооружений продолжалось, а с 1897 года в городском саду стали устраивать платные благотворительные гуляния в пользу нуждающихся учащихся. |
В XX
веке Острогожск перенес и революции,
и войны, и иные лихолетья. Знал и
созидательные, и разрушительные
времена.
Острогожско-Россошанская
операция, одна из самых блистательно
осуществленных в Великой
Отечественной, при меньших, чем у
фашистов, силах, развернулась и
завершилась на острогожской и
сопредельных землях.
Более
трети века назад, в бытность работы в
воронежской областной молодежной
газете, я не раз встречался на
острогожской земле и с воинами-острогожцами,
и с матерями тех, кто не пришел с
войны; встречался также с краеведами,
фотографировал местные
достопримечательности – торговые
ряды, Провал, луг в ветлах у Острогощи.
Многих уже нет. И многого нет.
Но
жизнь идет и с утратами, и с
обретениями, и, разумеется, есть и то,
что радует глаз и душу. Благоустроен
домик-музей Крамского и открыт
памятник художнику. Острогожский
историко-художественный музей им. И.Н.
Крамского в самом добром смысле
просветительствует. Он знакомит
посетителей с национальным
художественным наследием, и прежде
всего, – с творчеством своего
земляка. Растит будущих мастеров
детская художественная школа.
Старинный
герб уездного Острогожска: «В щите, в
зеленом поле – златой оржаной сноп,
показующий богатые жатвы...» Насчет
жатв... по-всякому бывает. Но
неизменное – уездной, сельско-деревенской
Руси на роду написано – хлеб сеять,
растить да жать. Это и делают уездные
люди, сельские жители нашего времени. |
|